جزییات کتاب
Перечитывая написанное Пришвиным за пятьдесят лет, устанавливаешь для себя почти что закон: не устаревает искреннее, такое, где, по слову Пришвина, писатель еще не успевает «излукавиться». И потому потомки ценят искреннее, пусть даже в чем-то несовершенное, иначе сказать — не довершенное художником по каким-то причинам. Происходят постоянные изменения в сознании, изменения во внешних событиях и обстановке жизни, и в то же время человек остается неизменяемым в своем существе от рождения и до могилы. Это можно сказать о М. М. Пришвине. Впрочем, каждый, кто имеет за плечами долгий путь, тот знает: жизнь, оказывается, коротка, как одно усилие, как рывок в неизведанное пространство. Она так коротка, что ребенок не успевает состариться перед лицом великой вечности; стареет лишь тот, кто поддался Кащею (проще говоря — всякому проявлению зла) или сам превратился в него.
Что такое достойная, даже счастливая старость в понимании Пришвина? Это итог жизненного труда, это полнота, это завершение круга: конец жизни смыкается с ее началом. Значит, это и возврат к детству, его искренности, свободе от условностей, к тому человеку, который, по слову Пришвина, «еще не успел излукавиться» в житейской борьбе.
Эту свою прекрасную старость Пришвин провел в деревне Дунино под Москвой.
Название «Дунино» будет означать для нас не только местность, но и определенный строй души, образ жизни и содержание работы.